Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЫЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
60, С. 645-648 опубликовано: 4 июня 2025г. 


РЫЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Курской и Рыльской епархии Курской митрополии), находится в с. Пригородная Слободка Рыльского р-на Курской обл., примыкающем к сев. окраине г. Рыльска. Время основания Р. Н. м. неизвестно, обитель существовала до 1614 г. Изначально мон-рь именовался Волынской Николаевской муж. пуст. (до 1764 иногда Волынской Троицкой пуст. по 2-му монастырскому храму). Это название обитель получила по ныне пересохшей р. Волынке, впадавшей в р. Сейм. В исторической, краеведческой и справочной лит-ре XX в. было широко распространено утверждение, приводимое без ссылки на конкретный источник, что 1-е упоминание о Р. Н. м. относится к 1505 г. (Денисов. С. 357). Вероятно, эта дата носит легендарный характер. Настоятель (1879-1886) мон-ря, церковный историк архим. Анатолий (Ключарёв), к-рый в 80-х гг. XIX в. подробным образом изучил монастырский архив и собрал все доступные ему сведения об обители, не приводит эту дату в своем исследовании. В нек-рых краеведческих публикациях указано, что Р. Н. м., возможно, существовал еще во 2-й пол. XV в. Об этом якобы свидетельствовала надпись на хранившейся в монастырской Никольской ц. иконе свт. Николая Чудотворца (перенесена в обитель в 1781 из упраздненной Амонской Николаевской пуст.; после 1917 икона утрачена): «Перенесен сей чудотворный образ из молитвенницы в новый храм року Божия тысяща четыриста шестьдесят втораго». Однако, как отмечал архим. Анатолий, сама по себе эта запись не дает возможности определить, откуда и куда именно была перенесена икона, поэтому рассматривать ее в качестве доказательства древности Р. Н. м. не приходится (Анатолий (Ключарёв). 1890. № 23. С. 294).

Первые достоверные известия о Р. Н. м. относятся к 10-м гг. XVII в., но по некоторым косвенным сведениям можно предполагать его существование и в более ранний период, по крайней мере во 2-й пол. XVI в. В рапорте монастырского казначея Моисея, поданном в 1757 г. в Рыльское духовное правление, отмечалось, что настоятель Волынской пуст. игум. Феодосий в 1614 г. «забрав всякия крепости и выписи, поехал в Москву для прошения о переписке тех крепостей и выписей, и на дороге разбойными людьми убит, и объявленныя имевшияся при нем всякия письма утрачены». Вероятно, пропавшие документы требовали переписки из-за ветхости, т. е. были составлены задолго до 1614 г. (Там же. 1888. № 28. С. 36).

В 1618 г. в Рыльск из Новгорода-Северского, переданного по условиям Деулинского перемирия в состав Речи Посполитой, переселился архим. Корнилий с братией новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря. Вероятно, монахи-переселенцы разместились именно в Волынской пуст., к-рая в Смутное время была разорена и пребывала в запустении. О разорении обители косвенным образом свидетельствует «выпись» из рыльских отказных книг 1619 г., в к-рой наряду со старыми вотчинами Волынской пуст. указана и вотчина новгород-северского мон-ря в Колодежской вол. Путивльского у., «отказанная» Рыльской обители «на монастырское строение» и «братии на корм». О настоятельстве архим. Корнилия в Р. Н. м. имеется также указание в грамоте 1670 г. царя Алексея Михайловича рыльскому воеводе С. Д. Карпову. В этом документе содержится ссылка на Рыльские писцовые книги 1620/21 г. о том, что мельницей на р. Рыле (ныне Рыло) совместно владели беломестный атаман С. Родионов и архим. Корнилий с братией (Там же. № 34. С. 42-43).

В грамоте (1624) царя Михаила Феодоровича рыльскому воеводе М. С. Гагарину Турку идет речь о том, что волынский игум. Мисаил, сменивший переселившегося в Севск архим. Корнилия, подал в 1622 г. челобитную с просьбой о возвращении церковного места на Рыльском посаде, издавна принадлежавшего обители и занятого после Смуты местными посадскими людьми. В челобитной также указывалось, что на данном церковном месте, которое предполагалось использовать для устроения монастырского осаднаго двора, ранее стояла ц. Св. Троицы с 3 кельями, сожженная «литовскими людьми». В ходе последовавшего после подачи челобитной обыска права мон-ря на спорное место были подтверждены документальным образом. В частности, в памяти из Поместного приказа, присланной в 1624 г., указывалось, что, согласно рыльским дозорным книгам «письма и дозору» З. В. Бибикова 1615 г., за Волынской пуст. внутри города для осадного времени числилось место «под хоромы», а в большом остроге на посаде - церковное место. В памяти из Казачьего приказа, присланной в том же году, указывалось, что, по рыльским дозорным книгам «письма и дозору А. Л. Ушакова и подьячего И. Савина 1620/21 гг.», за Р. Н. м. значилось церковное место на посаде. Кроме того, по показаниям обыскных людей, собранным в 1623-1624 гг., церковным местом на посаде «прежние игумены и строители» Волынской пуст. владели еще «до Смуты и Литовскаго разорения лет с двадцать и больше». Основываясь на свидетельствах перечисленных документов, архим. Анатолий (Ключарёв) считал возможным «отодвигать время первого строителя Волынской пустыни далеко еще за пределы времени правления Бориса Годунова, и всего ближе - ко времени царствования первого царя на св. Руси Ивана Васильевича IV» (Там же. № 34. С. 45-48; № 35. С. 49-52).

Согласно рыльским книгам «письма и дозору» Бибикова 1615 г., Волынской пуст. принадлежали рыбная ловля на р. Рыле, неск. озер и прудов, пашенные, сенокосные и лесные угодья, а также бортный урожай. Во владении обители в Сницкой (Снецкой) вол. Свапского стана Рыльского у. состояла «старая Никольская вотчина», включавшая с. Дмитриевское, дер. Крупец и пустой починок Прудище (Чалых. 2001. С. 80-81).

В XVII - 1-й трети XVIII в. все постройки Р. Н. м. были деревянными. К 1733 г. в обители были построены 2 церкви - свт. Николая Чудотворца с приделом вмч. Георгия Победоносца, находившаяся в ветхом состоянии, и Св. Троицы. Точное время их постройки неизвестно, возможно, они существовали с XVII в.

Во 2-й трети XVIII в. в Р. Н. м. развернулось каменное строительство, в ходе к-рого был сформирован существующий архитектурный ансамбль. Первой в 1733 г. была заложена нынешняя Крестовоздвиженская ц., причем изначально ее планировали освятить во имя свт. Николая (с приделом вмч. Георгия) вместо обветшавшей деревянной соборной церкви. Подготовка к ее сооружению началась еще в 1731 г., когда рыльский купец П. Г. Шелехов заключил договоры с кирпичниками из Московской губ. на изготовление в Рыльске кирпича «самого добротного мастерства». Два года спустя его сын И. П. Шелехов с разрешения имп. Анны Иоанновны приступил к возведению храма, к-рый после завершения строительства долгое время оставался неосвященным. В 1767 г. «стоявшая впусте» церковь была переименована в честь Воздвижения Креста Господня, а ее освящение состоялось только в 1783 г.

По прошению путивльской и рыльской помещицы А. И. Забелиной, сестры настоятеля (1738-1763) игум. Матфея (Лукашева), в 1748 г. была сооружена 2-я каменная церковь, освященная в 1751 г. во имя Св. Троицы. В 1753 г. по ходатайству игум. Матфея был заложен и в короткий срок возведен сохранившийся до настоящего времени 2-этажный собор свт. Николая Чудотворца. Согласно одной из версий, причиной многолетней задержки с освящением первоначальной Никольской каменной ц. и ее переименования в Крестовоздвиженскую, а также поспешного сооружения нового Никольского храма могло стать соперничество между рыльскими купцами Шелеховыми и дворянами Лукашевыми за право считаться единственными храмоздателями обители (Чалых. 2001. С. 87). Примерно в одно время с перечисленными церквами была сооружена 5-ярусная колокольня, однако точный год ее постройки документально не зафиксирован. Согласно описанию 1820 г., на колокольне находились боевые часы и 9 колоколов, крупнейший из них весил 150 пудов (Анатолий (Ключарёв). 1889. № 36. С. 239).

Все 3 церкви и колокольня изначально оставались снаружи неоштукатуренными, а белились известью по кирпичу. Плоскости и проемы зданий украшены характерными наличниками, известными в русской и украинской архитектуре кон. XVII в., одинарными и тройными вытянутыми полуколоннами, пилястрами и карнизами, образующими раскреповки и полукруглые изгибы над верхними частями оконных наличников. В основании монастырских храмов лежит неравносторонний четырехугольник, четверик над алтарем, восьмерик над трапезной, фонарь и глава. Везде устроены 8-скатные шатровые крыши, на всех окнах железные кованые решетки.

Рыльский Никольский монастырь. Фотография. Нач. XX в.
Рыльский Никольский монастырь. Фотография. Нач. XX в.

Рыльский Никольский монастырь. Фотография. Нач. XX в.

В XVIII в. была сооружена каменная ограда общей длиной 1205 м. Стены высотой 4,2 м и толщиной 90 см возведены на песочном основании без фундамента с заглублением в землю на 4 ряда кирпичей. По углам ограды располагались 4 цилиндрические башни с высоким пирамидальным верхом (2 из них сохр.), еще 2 башни находились на зап. стороне. Главная из башен, надвратная, была сооружена как звонница (в сер. XIX в. перестроена, в 1949 г. разобрана на кирпич). По одним данным, ограда построена позже храмов и колокольни, поскольку на плане 1776 г. она показана еще деревянной (Чалых. 2001. С. 110); по др. данным, каменная ограда существовала в сер. XVIII в. (Пинаева. 2012. С. 196).

В сер. XVIII в. на территории Р. Н. м. также находились деревянные настоятельские покои, каменные братские кельи, хозяйственные постройки, в т. ч. каменная кухня, трапезная, сараи, овин, погреба, амбары, 2 конюшни, кузница, а за кельями, в яблоневом саду,- баня и воскобойня. Территория Р. Н. м. (250 саж. (532,5 м) × 60 саж. (127,8 м)) была обнесена оградой, за ней устроили скотный двор и огороды. К ограде примыкала монастырская дубовая роща. Недалеко от обители, на р. Волынке, стояла монастырская мельница. Братию составляли игумен, 2 иеромонаха, иеродиакон и 3 монаха (один из к-рых исполнял обязанности казначея). Денежного и хлебного жалования братия не получала (Там же. 2012. С. 196).

В 1764 г. Р. Н. м. был отнесен к 3-му классу, штат монашествующих определен в 12 чел., жалованье - в 950 р. В 1778 г. из города в обитель перевели Рыльское духовное правление, существовавшее по указу Синода до закрытия в 1867 г. В 1784 г. на 2-м этаже братского корпуса разместилось Рыльское ДУ. В 1788 г. уч-ще переведено в путивльский Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь, в 1798 г. возвращено в Р. Н. м. В 1820 г. уч-ще преобразовано в 4-классное, в 1876 г. перенесено в Рыльск (Анатолий (Ключарёв). 1890. № 29. С. 335-336; Чалых. 2001. С. 104). С 1891 г. при Р. Н. м. действовала церковноприходская школа.

В 1793 г. в обители была открыта больница на 5 чел. для монашествующих всей Белгородской епархии, просуществовавшая до 1841 (по др. сведениям, до 1876) г. Под помещение больницы были отданы настоятельские кельи в монастырском саду. При больнице не ранее 1794 г. была устроена больничная ц. в честь Ахтырской иконы Божией Матери (в 1825 переосвящена в честь Тихвинской иконы Божией Матери; разрушена в XX в.). В 1824 г. по пути из Севска в Таганрог обитель посетил имп. Александр I Павлович.

В 1799 г. в Р. Н. м. учреждена архимандрия. В 1906 г. в Рыльске открыта викарная кафедра, к-рую возглавил еп. Иоасаф (Романов; † 1911). Резиденция викария была размещена на территории мон-ря в помещении бывш. Рыльского ДУ. В нач. XX в. мон-рь владел 98 дес. земли, водяной мельницей при с. Банищи Льговского у., размер казенного жалованья составлял 711 р. 42 к. В обители проживали игумен, 13 монахов и 14 послушников. До 1917 г. были установлены 2 крестных хода из обители с чудотворной иконой свт. Николая Чудотворца: 16 (29 авг.) на место обретения иконы в с. Асмолово Рыльского у., и 20 авг. (2 сент.) в Рыльск.

В 1925 г. (по др. данным - в 1926 г.; Чалых. 2001. С. 142) Р. Н. м. был закрыт, на его территории размещена воинская часть РККА, постройки использовались для хозяйственных нужд, ограда - для стрельбищ. Храмы были разорены, монастырский некрополь полностью уничтожен. Во время Великой Отечественной войны в Р. Н. м. не было разрушений, хотя в период оккупации Рыльска немецко-фашистскими войсками (с 5 окт. 1941 по 30 авг. 1943) он был превращен в укрепленный пункт, на территории обители развернули небольшой нем. гарнизон и санчасть. Троицкая ц. была отремонтирована и в ней с разрешения нем. командования в 1942 г. возобновились богослужения, состоялся традиц. крестный ход (Чалых. 2001. С. 121, 143).

Рыльский Никольский монастырь. Фотография. 2000-е гг. Фото: А. И. Нагаев
Рыльский Никольский монастырь. Фотография. 2000-е гг. Фото: А. И. Нагаев

Рыльский Никольский монастырь. Фотография. 2000-е гг. Фото: А. И. Нагаев

После Великой Отечественной войны в Р. Н. м. располагались различные учреждения и службы (МТС, лесхоз, «Раймежколхозстрой»). Монастырские постройки приходили в упадок. Согласно отчету комиссии, обследовавшей обитель в 1968 г. (по др. данным - в 1978), во всех строениях были полностью разобраны полы и отсутствовали дверные и оконные блоки, кровля на зданиях находилась в непригодном состоянии, кирпичная кладка разрушена. Значительные разрушения претерпела Крестовоздвиженская ц., превращенная в камнедробильный цех (Там же. 2001. С. 145).

17 июня 1991 г. мон-рь был возвращен Церкви. По благословению архиеп. Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) в обитель прибыли первые насельники - игум. Иоасаф (Шибаев) и 2 монаха, поселившиеся в одной из полуразрушенных келий. В окт. 1991 г. наместником был назначен архим. Ипполит (Халин; 1928-2002), почитаемый пастырь, духовный ученик прп. схиархим. Андроника (Лукаша). С 16 окт. 1991 г. на 1-м этаже Никольского храма, в Георгиевском приделе, совершались богослужения (впосл. придел переосвящен в честь Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»). С дек. 1999 г. в отремонтированной верхней церкви Никольского собора совершали богослужения. В том же году началось восстановление ограды, в зап. ее части были установлены арочные въездные ворота, капитально отремонтированы братский и игуменский корпуса. На территории мон-ря построены трапезная с кухней, баня, пекарня, гаражи, погреба, сельскохозяйственные помещения, гостиничный корпус (2009). В 2007 г. началось восстановление Крестовоздвиженской и Троицкой церквей.

В дек. 2006 г. по ходатайству архиеп. Курского и Рыльского Германа (Моралина) Синод Болгарской Православной Церкви передал Р. Н. м. частицу мощей прп. Иоанна Рильского. В обители хранятся 2 ковчега с частицами мощей Киево-Печерских, Оптинских, Глинских преподобных отцов и др. святых. На территории мон-ря существует 5 св. источников: прп. Иоанна Рильского, Курской Коренной иконы Божией Матери, свт. Николая Чудотворца, сщмч. Ипполита Римского, прп. Серафима Саровского. Почитаются священномученики епископы Рыльские Иоанн (Пашин), Никодим (Кононов), Павлин (Крошечкин), резиденции к-рых находились в обители, а также прп. Андроник (Лукаш).

Имеется подсобное хозяйство, насельники обрабатывают 950 га земли, на к-рой выращивают в основном зерновые культуры. Мон-рю принадлежат 5 скитов, расположенных в Рыльском р-не: Никольский с одноименным храмом (1859) в с. Макееве, Покровский с одноименным храмом (1903) в с. Боброве, Рождества Пресв. Богородицы с одноименным храмом (1859) в с. Коренском, Успенский с одноэтажным корпусом в с. Волобуеве, скит-подворье с 3 домами в дер. Тимохино.

К кон. 2020 г. в Р. Н. м. проживали настоятель (с 2015) игум. Роман (Архипов) и ок. 30 насельников.

Лит.: Анатолий (Ключарёв), архим. Мат-лы для истории Курской епархии: Волынская пустынь Рыльского Николаевского мон-ря // Курские ЕВ. 1888. Ч. неофиц. № 25, 26, 28, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 46; 1889. № 3-5, 11, 14/15, 17, 19, 20, 22, 23, 30-34, 36; 1890. № 13/14, 15, 17, 20-26, 28, 29, 32, 33, 36, 37, 39; 1891. № 3, 5; 1904. № 36, 37, 40; 1905. № 4, 5, 7, 22; Денисов. 1908; Чалых Н. Н. Рыльский Св.-Николаевский муж. мон-рь: История и современность. Курск, 2001; Антошечкина О. А. Рыльский Св.-Николаевский муж. мон-рь // Рус. мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 244-262; Авилова Н. Л., Горюшкина Н. Е., Апанасенок А. В. «Обыкновенная» святыня в «провинциальной глуши»: История Рыльского Николаевского мон-ря в XVI-XX в. // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2009. № 32: История. Вып. 35. С. 95-99; Арцыбашева Т. Н. Загадка Рыльского мон-ря // Рыльск и рыляне в отеч. и зарубежной истории и культуре: Сб. материалов межрегиональной науч. конф. (г. Рыльск, 3 июня 2011 г.). Рыльск, 2012. С. 191-195; Пинаева И. В. Рыльский Николаевский муж. мон-рь в сер. XVIII в. // Там же. С. 195-198; Маркова О. И. Картографирование особенностей культурного ландшафта Рыльского мон-ря и его окрестностей // Мат-лы междунар. конф. «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2017. № 23(2). С. 40-53.
А. И. Раздорский
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Рыльский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Курской и Рыльской епархии Курской митрополии)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле